» data-top1=»150″ data-top2=»20″ data-margin=»0″>
Археологические и этнографические источники утверждают, что стремлением создавать красивые прически люди обладали еще 40 тысячелетий назад. Именно на данном этапе времени появилась первая расчёска. Скульптурные изображения, найденные на мальтийских, французских и австрийских палеолитических стоянках, позволяют убедиться, что женские укладки того периода, выполненные при помощи кожаных ремешков, глины и растительных масел, выглядят впечатляюще.
Хватит разрушать свои волосы вредными шампунями!
Недавние исследования средств по уходу за волосами выявили ужасающую цифру – 97% известных марок шампуней портят наши волосы. Проверьте состав вашего шампуня на наличие: sodium lauryl sulfate, sodium laureth sulfate, coco sulfate, PEG. Эти агрессивные компоненты разрушают структуру волос, лишают локоны цвета и упругости, делая их безжизненными. Но это не самое страшное! Эти химические вещества проникают в кровь через поры, и разносятся по внутренним органам, чем могут вызвать заражения или даже онкологические заболевания. Мы настоятельно рекомендует отказаться от подобных шампуней. Используйте только натуральную косметику. Наши эксперты провели ряд анализов безсульфатных шампуней, среди которых выявили лидера – компанию Mulsan Cosmetic. Продукция соответствует всем нормам и стандартам безопасной косметики. Это единственный производитель полностью натуральных шампуней и бальзамов. Рекомендуем к посещению официальный сайт mulsan.ru. Напоминаем, что у натуральной косметики срок годности не должен превышать один год хранения.
Крупнейшими цивилизациями исторического периода Древнего мира стали Египет, Месопотамия, Фракия, Античная Греция, Древний Рим, Иудея.
Строгая и четкая геометрическая стрижка была характерна для древних египтян. Жрецы и аристократия отдавали предпочтение гладко выбритой голове.
Её было принято умащать маслами и покрывать завитыми крупными локонами париками из натуральных материалов, а также сложными головными уборами в форме короны.
Классическим вариантом головного убора был фасон «кобра перед прыжком». Изображение этого пресмыкающегося нередко использовали и в целях украшения прически.
Традиционный уход за волосами, который осуществляла женская часть населения Египта, заключался в использовании для их окрашивания темной краски, для укрепления — ароматических смол и душистых эссенций, для красоты – геометрических стрижек, а также холодной укладки при помощи деревянных палочек и нильского ила. Прически пышно декорировались диадемами, лентами, высокими головными уборами.
Мужчины Месопотамии предпочитали носить свои длинные (до плеч) черные волосы в зачесанном назад виде. Они завивались крупными горизонтальными волнами или заплетались в косы, которые украшались золотыми нитями. Для знати была характерной укладка волос в сетку с закреплением ее на затылке металлическими заколками. Такая прическа, как правило, сочеталась с солидной прямоугольной бородой. Типичным явлением были плотные челки, оформленные в кольцевидные локоны.
Большое значение жители Месопотамии придавали парикам с горизонтально завитыми прядками. Знатные мужчины украшали голову круглыми шапками с отделкой из каракуля, налобными повязками с золотыми плоскими украшениями, обручами из драгоценных металлов, а также кидарисами – коническими войлочными тиарами.
Для жрецов было свойственно полное удаление волос с головы и тела. Прическа раба предполагала выбривание полосы ото лба до темечка. При предоставлении рабам воли, их голову обривали полностью. Парикмахеры, посмевшие совершить данную процедуру без разрешения хозяина, строго наказывались в соответствии с законами Хаммурапи (отрезанием первой фаланги пальцев).
Женщины Месопотамии нередко носили подвитые волосы в распущенном либо закрученном на затылке виде. Традиционными прическами Двуречья были также варианты, предполагающие осуществление оплетения головы двумя косами, укладку плетеных элементов двумя полушариями на висках, наличие жгута надо лбом. В качестве головных украшений использовались золотые и серебряные диадемы, скрученные ленты, тюрбаны.
По словам греческого историографа Геродота Галикарнасского, фракийцы представляли собой один из самых воинственных народов в мировой истории. Эта национальная особенность определяет внешний вид причесок жителей Фракии: они носили длинные волосы, собранные в плотные пучки либо обривали голову, оставив только чуб.
По утверждению Геродота, традицию таких причесок следует объяснять как дерзкий вызов врагу («попробуй достать скальп фракийца»). Традиционно мужчины-воины из Северной Фракии окрашивали волосы в синий цвет.
Прическа знати отличалась округлой формой и составляла целое с короткой окладистой бородой. Типичным украшением такой прически были очень мелкие завитки, формируемые при помощи холодной укладки.
Женщины традиционно носили пышные прически из вертикальных локонов, заколотых на затылке. При этом несколько змееподобных прядей оставалось свободно распущенными. Незамужние дамы собирали волосы на макушке.
Искусство создания причесок в Древней Греции достигло высочайшего уровня. Укладки, завивка, плетение кос, окрашивание – все эти приемы активно применялись для того, чтобы придать волосам изысканный внешний вид, создать законченный и гармоничный человеческий образ.
Для периода античности было характерно четкое разделение мужских причесок с учетом общественного положения их обладателей. Если представители аристократических семейств имели длинные блестящие волосы, то рабы отдавали предпочтение коротким стрижкам.
Вплоть до IV века прически свободных эллинов представляли собой ниспадающие на спину либо зачесанные в хвост завитые локоны. Особой популярностью отличалась укладка из кос, дважды обвивавших голову. Такая прическа дополнялась челкой из мелко завитых прядок.
В V веке распространились аккуратные прически-шлемы, представлявшие собой подстриженные локоны, а также «цикады», предполагающие создание бантообразной челки из кудрей. Идеалом красоты эллинского мужчины считались вьющиеся здоровые волосы светлого цвета. Чтобы соответствовать ему, многие жители Древней Греции использовали парики из натуральных волос.
Традиционными прическами свободных эллинок являлись укладки из длинных волос. Невероятной популярностью, в частности, пользовался изысканный «греческий узел», предполагающий создание прямого пробора и фиксацию завитых и приподнятых прядей на темени при помощи шпилек и лент.
Распространена была и укладка «лампадион», при создании которой всей массе волос придавалась форма факела.
Для аккуратной прически из вьющихся волос использовались сетки из золотых нитей, углы ячеек которых украшались жемчужинами. Нередко укладки дополнялись утонченными украшениями — стефанами (кокошниками), калафами (коронами) либо диадемами.
Многие образцы древнегреческого искусства демонстрируют распространенность прически «коримбос», представляющий собой тяжелый узел из локонов у основания шеи.
Огромную популярность завоевала «укладка Аспазии», предусматривающая выполнение завивки валиками, напоминающими арбузные дольки.Иностранным рабыням предписывалось волосы коротко стричь.
Этнографические источники и образцы искусства свидетельствуют, что самые респектабельные мужские прически периода Римской Империи создавались из распущенных длинных волос.
Примерно в III столетии в моду вошли очень короткие стрижки, позволяющие получить вид обритой головы. Считалось, что они придают облику римлянина строгость и внушительность.
Для женских причесок периода республики была характерна предельная простота: прямые проборы, тугие узлы на темени. В имперские времена популярными становятся укладки, в которых присутствуют элементы завивки и плетения.
В частности, традиционной прической римских матрон были тутулусы из завитых волос, которые закреплялись надо лбом на проволочном кокошнике, при этом волосы на темени укладывались в форме донышка корзины.
В период царствования Иосифа Флавия и Веспасиана в повседневную моду вошли высокие укладки в виде сложных, декорированных драгоценными нитями башен, из которых на виски выпускались завитые пряди.
Особой красотой отличались свадебные дамские прически, ключевыми элементами которых являлись шесть кос, обвитых лентами и фламмеум (покрывало оранжевого оттенка). Аналогичную укладку, дополненную белым фламмеумом, носили пользующиеся огромным уважением жрицы Весты.
Римлянки несколько раз в день меняли прически. Несмотря на запрет окрашивания волос, они использовали в этих целях красные, пепельные, золотые и голубые пигменты.
Неудачные парикмахерские эксперименты и нездоровые волосы было принято прятать под париками.
Основным украшением иудеев в ветхозаветные и новозаветные времена была массивная борода и здоровые волосы, имеющие толстую и прочную структуру. Алопеция среди мужчин считалась позором и признаком недостаточной мужественности. Поэтому красивыми в Древней Иудее считались длинные прически из ухоженных, иногда дополнительно завитых волос.
Для их создания нередко использовали шнурки, с помощью которых формировали хвост. К пожилым мужчинам, имеющим длинные волосы, в обществе относились предосудительно. Они, как правило, прикрывали голову шерстяными покрывалами, капюшонами, тюрбанами, что было призвано символизировать смирение перед Всевышним.
В древней Иудее очень ценились роскошные женские волосы. Их носили в виде кос, которые спускались по спине либо обвивались вокруг головы. Неотъемлемым элементом прически знатной дамы являлись полупрозрачные вуали либо сетчатые шапочки с длинным покрывалом, декорированные драгоценностями.
Согласно классификации ведущих мировых историков, в период Средневековья проявляли активность следующие «культурные цивилизации»: Византия, Восточная Европа, Западная Европа, Скандинавия, Юго-Восточная Азия, Индия, Османская Империя.
В эпоху раннего Средневековья византийские мужчины обладали короткими стрижками и не носили бороду. На закате империи популярными стали волосы, закрывающие шею, а также окладистые бородки.
Прически византийских дам представляли собой точную копию укладок древних римлянок. Самой популярной моделью можно назвать «раковину», обрамлявшую лицо.
Своеобразие византийским укладкам придавало использование чепцов с металлическими каркасами, лент, полупрозрачных покрывал и цветочных гирлянд.
Уходу за волосами восточные славяне уделяли особое внимание. На Руси мужчины стремились носить прически средней длины, скрывающие затылок. Короткие стрижки являлись признаком рабства. В обязательном порядке славянами отращивались бороды (двойные либо клиновидные). Традиционной прической замужних женщин считались пучки, которые они скрывали под платками. Для девушек характерны были косы с повязками из лент и распущенные волосы.
С X столетия на Руси невероятно популярной стала толстая коса.
Украинские женщины предпочитали носить волосы на прямой пробор. Самой популярной прической была коса, в которую вплетались цветные шнурки. Нередко косы укладывались вокруг головы. Традиционным украшением прически были венки из шелковых цветов с лентами.
Мужские прически периода Средневековья отличались сословной простотой. Наиболее популярной из них историки признают «пейзанскую» стрижку, предполагающую создание полукруглой формы с густой челкой и завивкой в виде мягкой волны.
Для знатных мужчин и крестоносцев были характерны прически средней длины, которые свойственны изображениям Иисуса Христа.
Монахи различных орденов носили выбритую тонзуру с ободком волос только по кругу головы.
Для периода Средневековья были характерны также мужские прически из длинных волос, перехваченных кожаными ремнями или незамкнутыми обручами из драгоценных металлов. Женские волосы в средние века воспринимались как ярко выраженный эротический элемент. Традиционные варианты причесок, присущие этому периоду, — длинные «рыцарские» косы, укладки со шпильками и вуалями, приподнятая посредством бритья лобная линия, закрученные при помощи золотых нитей пучки на висках. Существенная ширина кос достигалась благодаря многопрядному плетению.
Дамам в период Средневековья предписывалось покрывать голову головными уборами, среди которых имелись самые причудливые конструкции.
Крестовые походы, в которых принимали участие рыцари Кастильского королевства и графства Барселона привели к тому, что Испания познакомилась с Востоком. Это наложило серьезный отпечаток на прически жителей этой страны.
В период Средневековья для мужчин характерно наличие пышных кудрей. Их борода и усы приобретают четко очерченную форму. Среди головных уборов становятся популярными бархатные береты, шляпы с широкими тульями, «бегуины», «трессуары», незамкнутые обручи, «шапероны».
Среди женских причесок особо распространенными становятся укладки «бандо» и «бараний рог» с узлом, сеткой из жемчуга либо кружевным чепцом.
Традиционно северные народности полагали, что для достижения удачи необходимо исключить стрижку волос. В период раннего Средневековья сформировалась самобытная скандинавская манера в выполнении причесок: местные жители являлись обладателями роскошных шевелюр, отличающихся пышностью и значительной длиной.
Их прически предусматривают использование разнообразных вариантов плетений в целях создания удобных для ведения военных действий и мореходной деятельности укладок.
Что касается дамских причесок, то распущенные пряди имели возможность носить исключительно юные девочки. Незамужним барышням рекомендовались «раздвоенные» косы. После замужества женщинам надлежало заплетать одну косу.
Основным элементом мужских причесок, характерных для средневекового Китая, является тугой узел из гладко зачесанных нестриженных волос, который фиксировался шпилькой на темени.
После завоевания китайских территорий маньчжурами, мужской части населения страны было предписано выбривать лобную зону и заплетать теменные волосы в косу.
В основе дамских укладок также лежал узел. При этом прическа выполнялась из прямых волос и имела множество проборов. В качестве вспомогательных материалов для выполнения укладки применялись смола, велюровые валики и петли из волос.
Типичным элементом китайской дамской прически являлась редкая прямая челка, при этом с висков волосы зачесывались на темя. Нередко представительницы знатных родов носили парики.
Идеальная женская укладка в Японии предполагала наличие тяжелого узла, зафиксированного длинной палочкой. Каждая прическа была сложна в исполнении и предназначалась для нескольких месяцев ношения. В целях придания волосам яркого блеска, их смазывали смесью масел с соком алоэ.
Мужская средневековая мода предписывала ношение фальшивых усов и бакенбард, выбривание лба и затылочной зоны, а также формирование на темени красивого пучка, декорированного яркими шнурами.
На прическу жителей Индии в период Средневековья оказывали воздействие климатические факторы, а также кастовость.
Мужским прическам был присущ высокий уровень сложности: при их создании использовалась завивка, формирование чубов на темени, жгуты из кос надо лбом. У некоторых групп индийского населения существовало табу на стрижку в течение всей жизни.
Согласно местным традициям, обрядом сбривания волос нередко заменяли смертную казнь. Усы и бороды – обязательный элемент совершеннолетних индийских мужчин. Для придания им ухоженного вида использовались эфирные масла и растительные красители.
Женские прически, вне зависимости от социального положения их обладательниц, отличались простотой. Традиционно они предполагали выполнение гладкого зачесывания волос с формированием объемного пучка у основания шеи. Для придания пучку устойчивости использовались упругие валики.
По индийскому поверью считалось, что в дамских прическах живут боги. Поэтому укладки замужних женщин, выполненные из кос сложного плетения, нередко увивались нитями драгоценностей, окуривались благовониями, окрашивались ценными красителями.
Для украшения причесок индианки также пользовались эффектными заколками, лентами, цветами, диадемами. Укладки, предусматривающие завивку, полагалось делать только баядерам – храмовым танцовщицам. Юным девушкам допускалось носить височные косы, дополненные крутыми завитками на щеках.
Наиболее эффектной частью облика турка-османа является тюрбан, обильно декорированный
драгоценностями и перьями. Именно по его форме и цвету в Османской Империи было принято определять сословную принадлежность мужчины.
Под данный головной убор в период Средневековья было принято обривать волосы, оставляя на макушке лишь небольшую прядь.
Согласно обычаю, янычары обладали многообразными папахами и высокими войлочными шапками, декорированными перьями. Самым большим украшением мужчины считалась ухоженная окладистая борода.
Жительницы Османской Империи в домашней обстановке предпочитали прически из распущенных волос, перехваченных ленточками.
При выходе из дома использовалась традиционная укладка, которая предполагала плетение кос с разнообразными украшениями и надевание маленьких, богато расшитых шапочек.
Свойственная эпохе барокко величественность нашла отражение и в прическах. В XVII столетии представители обоих полов предпочитали громоздкие парики, завитые горячим методом.
А самые элегантные дамы, как свидетельствует история, отдавали первенство укладке «маленькая Манчини», которая выполнялась на прямой пробор, с формированием полушарий из гладких волос на висках.
Невероятной известностью пользовалась также прическа «фонтан», предполагающая создание множества завитых горизонтальными рядами локонов.
Короткие дамские стрижки были характерны для периода классицизма, наступившего в XVIII столетии. При этом роскошные локоны, изящные вуали и шпильки с драгоценными камнями пользовались не меньшей популярностью.
Изысканно-изнеженный стиль рококо в конце XVIII века воззвал к жизни легкие и грациозные прически. Наиболее популярным у мужчин в этот период стал вариант «кё»: средние, слегка завитые волосы зачесывались в ниспадающий на спину «хвост», который закреплялся при помощи ленты из черного атласа либо мешочка из бархата.
Физические достоинства женщины (субтильную фигуру, светлую кожу, большие глаза) в это время подчеркивали при помощи маленькой, обильно напудренной, украшенной легкими локонами прически «графиня Коссель».
Ее вьющиеся пряди обрамляли лицо, подчеркивали красоту профиля и длину ресниц, прикрывали уши. Затылок при этом был гладко зачесанным, благодаря чему открывалась длинная точеная шея и узкие плечики.
Исторические источники свидетельствуют, что именно укладки в стиле рококо украшались наиболее пышно. В этих целях создавались специальные каркасы с закрепленными на них фигурками, использовались драгоценные подвески, жемчужные нити, гирлянды из цветов, птичьи перья.
Первую половину XIX столетия можно охарактеризовать как торжество неоклассической стилистики, вдохновленной древнегреческими идеями. Для этого периода свойственны кудри в зоне лба, заколотые шпильками узлы, активное использование диадем, бантов, шляпок и бонетов.
Начиная с 1840-х годов, мужчины предпочитают носить относительно длинные волосы в сочетании с пышными бакенбардами, усами и окладистыми бородами.
Женщинам викторианская мораль XIX столетия предписывала выполнять укладки «помпадур» с поднятыми вверх волосами в центральной зоне и струящимися локонами у висков.
В начале XX столетия дамы огромный интерес испытывали к прическе «девушки Гибсона», при выполнении которой использовались накладки из собственных волос.
В этот же период очень востребованной стала завивка длинных волос по методу Грато (с использованием горячего утюга). С ее помощью создавалась укладка, получившая название «марсельская волна».
По-настоящему революционные изменения произошли в период I мировой войны. Для этого времени характерна прическа «боб»: короткая длина до мочки, челка, спит-кудри перед козелком.
Как известно, женщинам-иудейкам, исходя из религиозного правила, предписывалось не показывать свои волосы посторонним. В этой связи в XIX столетии многие раввины данную проблему предлагали решать посредством сбривания женщинами волос на голове во избежание осквернения. Обритую поверхность черепа предлагалось закрывать париками, чепцами, платками либо покрывалами.
У мужчин-ортодоксов еврейской национальности традиционным становится такой элемент прически, как пейсы (нестриженные прядки в височной зоне).
Иудеи, придерживающиеся концепции хасидизма, дополняют прическу штраймлом (черной бархатной ермолкой, пышно декорированной хвостами из лисы либо соболя).
Интересной является история появления этих головных уборов. Испанцы, желая унизить иудеев, проживавших на территории этого королевства, принудили носить их мех «нечистых животных». Но евреям удалось превратить этот «символ позора» в «знак доблести».
Традиционным еврейским мужским головным убором становится кипа — небольшая круглая шапочка, предназначенная для покрытия макушки.
В 1930 году огромной популярностью во всем мире пользуется пальчиковая прическа, которая выполнялась на влажных волосах посредством создания волн пальцами.
В 1935 году появились первые модели с химической завивкой. При этом в моду вошло платиново-русое окрашивание, двутональность, длина до уровня подбородка. Мужчины в этот период носили короткие стрижки, для укладки которых использовался гель.
В 1950-х женщины выбирали различные варианты причесок. В частности, огромной популярностью пользовалась торжественная укладка «артишок».
Очень распространены были также гладкие «шлемы», кудрявые «волны», короткие варианты «под мальчика».
В этот период интенсивно применялись накладные шиньоны, начесы и лак, с помощью которых выполнялись легендарные «бабетты», «халы», «ульи». Для всех этих причесок характерно футуристическое направление, при этом их исполнение отличается трудоемкостью.
В 1970-х годах к перечисленному футуристическому великолепию добавились имитирующие косу укладки, ниспадающие длинные пряди, а также стрижка «сессон».
В 1980-е в моду вошли различные прически в стиле «диско»: спортивные варианты с асимметричной челочкой, пробором, завивкой. Яркими моделями этого периода являются короткие стрижки с акцентированными прядками – «перьями».
Для 1990-х годов характерна универсальность и андрогинность укладок.
Японские дамские прически 20-х — 30-х годов XX столетия практически соответствуют европейской моде. Примерно с этого периода времени с традиционными национальными укладками в стилистике «нихон-гами» работают исключительно гейши. Прически 1940-80 годов соответствуют вариантам, характерным для европейской моды соответствующих периодов.
С 1990-х годов по настоящее время в Японии активно развиваются самобытные современные стили парикмахерского искусства. К их числу следует отнести: «харадзюку» (отличается яркостью колористических решений причесок и обилием аксессуаров), «Лолита» (предназначается для создания образа «фарфоровая куколка»), «косплей» (состоит в подражании популярным персонажам массовой культуры), «кавай» (характеризуется преувеличенной инфантильностью), «гангуро» (предполагает создание особого образа в стилистике «японский гламур»), «визуал кей» (отличается андрогинной ориентированностью, фантазийными укладками).
С 1920-х — 1930-х годов XX века активно начал воспринимать западную культуру Китай. Китайские женщины постепенно отказались от национальных вариантов причесок и начали использовать характерные для начала столетия европейские укладки: «марсельскую волну», «боб», а также косы. В 1940-х годах, в период борьбы с японскими захватчиками, у китаянок стали востребованными самые простые модели стрижек.
В 1950-х годах множество китаянок обучалось в университетах США и России, благодаря чему в стране получили огромную популярность очень короткие кудрявые «волны». В 1960-1970 годах, ввиду сложностей в народном хозяйстве КНР, дамские прически вновь стали предельно простыми: превалируют стрижки с прямыми проборами и длиной до мочки.
В 1980-х годах, вследствие некоторого повышения уровня жизни в стране, активно развивается парикмахерское искусство КНР: выполняется окрашивание, завивка, градуированные стрижки.
Для Советского Союза 1920-х -1930 годов был характерен «нэпманский шик» в женском облике. Он соотносился со стилем «гарсон», а также с аккуратными укладками, основным элементом которых было плетение.
Период 1935-1953 годы принято ассоциировать со сталинским тоталитарным гламуром, отличающимся внушительностью и помпезностью. Для него характерны тяжеловесные укладки с коками.
Отличительной особенностью причесок 1960-х годов стали элегантные стрижки, имеющие геометрическую форму, а также модели с начесами, завитками и локонами.
Ярким советским явлением 1960-х годов стали мужские прически «бродвейки», введенные стилягами. Эта укладка имела две модификации: короткая стрижка с высоким «коком» и прическа из длинных зачесанных волос. Оба варианта предполагали необходимость использования бриолина.
Приход на эстраду элегантной француженки Мирей Матье сделал очень модной прическу «сессон», которую полюбили советские женщины. Относительно тенденций мировой моды совсем неактуально выглядят популярные в 1970-х годах в СССР различные модификации «ульев».
В укладках 1980-х – 1990-х годов присутствуют элементы мелирования, градуирования, начесов, завивок.
Октябрьская революция обусловила переезд в страны Латинской Америки (Чили, Бразилию, Венесуэлу, Аргентину) тысяч эмигрантов из советской России. Именно русские дамы способствовали радикальному изменению причесок латиноамериканских женщин. На смену роскошным укладкам в креольском стиле пришли прически в стиле «женщина-вамп». Следует отметить, что короткое «каре» с прямой челкой, закрывающей брови, не слишком подходит дородным и чувственным местным жительницам.
В 1930-х годах особой популярностью в Латинской Америке пользуются прически на блондированных волосах («холодная волна», «гарсон», а также мягкие кудри). При этом необычайно широко, на всем континенте, тиражируется образ яркой мексиканки – Фриды Кало, пропагандирующей прически из иссиня-черных волос с плетением и элементами национального колорита.
В 1940—1950-х годах в Латинской Америке необычайно вырос интерес к таким местным танцам, как босса-нова и ча-ча-ча. Их стиль, тяготеющий к импровизации, обусловил мощное вхождение в повседневную моду причесок, соответствующих этим танцевальным направлениям: гладким, скромным, простым.
Латиноамериканские тенденции 1960-х – 1990-х годов в парикмахерском искусстве полностью совпали со сложившимися европейскими и американскими трендами, что свидетельствует о развитии глобалистических концепций в мировой моде.
Если Вам удобней посмотреть историю прически в видео формате то посмотрите видео ниже (видео состоит из двух частей )
По материалам www.hairwiki.ru
Кто сегодня может представить свою жизнь без расчески? Пожалуй, никто. Но мы не задумываемся, какова ее история, как в течение веков менялся ее вид и какие расчески в те или иные годы предпочитали разные народы.
История расчески насчитывает, по крайней мере, десять тысяч лет. Именно такой возраст имеет найденная археологами расческа, сделанная из скелета рыбы. Учитывая, что о гигиене древние люди мало думали, понятно, что первые расчески служили украшением.
Шли годы и люди находили другие материалы для изготовления расчесок и гребней. Их начали делать, например, из бамбука, кораллов, коровьих рогов, слоновой кости, костей других животных, панциря черепах, иголок ежей и свиной щетины.
Технология изготовления гребней из рогов крупных животных была очень трудоемкая, поэтому эти гребни очень ценились. Сначала удалялась внутренняя часть рога, срезался его острый конец, оставшуюся часть распаривали, разрезали, спрессовывали, сушили, а затем вручную выпиливали зубья и полировали.
Кстати о слоновой кости. Найденные археологами гребни, изготовленные в Древней Греции и датированные вторым тысячелетием до нашей эры, выполненные из слоновой кости, по сей день считаются образцом изящества и настоящим произведением искусства.
Для модниц Древней Греции гребни и расчески были «три в одном» — ими расчесывались, ими украшали головку и в них зачастую хранили яды и духи.
Восточные народы верили, что расческа способна защитить человека от различных недугов, поэтому делали специальные наборы гребней, которые передавали по наследству.
Средневековые расчески служили не только для создания причесок, но и были украшением. Их делали из золота или серебра, украшали драгоценными камнями, изысканной резьбой и изображениями мифических существ. Конечно, такое могли позволить себе очень богатые люди. Особенно такие гребни были модны в Испании. Испанские гребни были не только роскошно украшенные, но и очень большие и тяжелые, к ним также часто крепили ажурные косынки.
Учитывая, что прически средневековых дам были довольно сложными и громоздкими, поэтому и причесывались они нечасто. Более того, в те годы верили (а может, оправдывали этим себя), что частое расчесывание волос, особенно по вечерам, способствует возникновению головных болей. Не мудрено, что при столь редком мытье головы и расчесывании в «придворных головах» заводились вши, которые доставляли массу неудобств их носителям. Поэтому были придуманы так называемые «вшигонялки» — маленькие расчески с длинной ручкой, которой можно было, не испортив прически, проткнуть ее и почесать голову.
А что же в России? У нас издревле пользовались гребнями. Люди часто наделяли их магическими свойствами, ведь не случайно гребни – могущественные «персонажи» многих русских сказок. Все мы помним, как добрые герои, убегая от злодеев, бросали позади себя гребень, и он превращался в непроходимую чащу.
Гребни делали из разных пород дерева, причем зубья на них были с двух сторон. На гребни наносили витиеватые узоры, защищавшие человека от злых духов. Гребни и расчески на Руси были непременной частью приданого невесты, ведь в те времена все девушки носили длинные волосы и косы. Какие же косы без гребней?
На Руси очень распространены гаданья на гребне. В святки нужно положить новую расческу под подушку и произнести заклинание: «Суженый, приди, меня расчеши и себя покажи». Если вам вскоре предстоит встреча с женихом, тогда утром на расческе вы обнаружите волос, по цвету которого узнаете, будет ваш избранник темненьким или светловолосым.
Много веков назад в Японии расчесывались, возможно, удобными расческами, а вот гребни играли символическую роль. Если молодой человек находил себе избранницу, то должен был своими руками сделать гребень и подарить его своей девушке. Если она брала подарок и украшала им прическу, значит, она приняла его ухаживания.
Использовали гребни и японские воины – самураи, носившие длинные волосы. Но у них гребни выполняли две функции: служили для закрепления волос и выполняли роль холодного оружия в случае опасности.
В конце 17 века в Европе гребни стали делать специальные мастера, которые до этого проходили десятилетнее обучение. В обычной жизни одним гребешком было неудобно делать прическу и пробор, расчесывать усы и бороду, поэтому стали конструировать гребни для разных нужд.
Самым популярным материалом для изготовления расчесок и гребней стал черепаший панцирь. Благодаря этой моде стали массово истреблять черепах, что привело к значительному сокращению их популяции.
В прошлые века расчески и гребни делали из натуральных материалов, поэтому зачастую они были довольно дорогими. Но в конце 19 века с изобретением пластмассы появились дешевые расчески.
Но «натуральные» гребни и расчески не отошли на второй план, потому что люди верят, что «природные» материалы полезны для организма. Например, расчески из дерева обладают целебными свойствами, в частности, дубовые гребни снимают с волос статическое электричество и улучшают их состояние.
В Великобритании в наши дни расческа стала своеобразным тестом при приеме на работу. Кандидата на определенную должность работодатель просит расчесаться и показать свою расческу. Хотя я, честно сказать, не очень понимаю, что можно «прочитать» по расческе.
Сейчас в продаже огромное количество расчесок и гребней, выполненных из разных материалов. По словам производителей, их нужно подбирать индивидуально, учитывая особенности своих волос. Расчески из натуральной щетины подходят для негустых и ослабленных волос, металлические – для электризующихся волос, с деревянными зубьями – для длинных и кудрявых волос. Причем деревянные расчески не должны быть лакированными.
Имеет значение и форма расчески. Например, закругленный край снижает риск травм головы, а шарики на концах зубьев хорошо массируют кожу.
Расческа или гребень могут вам присниться. К чему бы это? Расческа с частыми зубьями – к сплетням. Стоит пересмотреть и изменить свое поведение. Покупать расческу – к новому ухажеру. Расческа сломалась – берегись заболевания.
Вот такой краткий экскурс в историю расчесок и гребней. Выбирайте себе их по вкусу, расчесывайтесь и будьте здоровыми и красивыми!
По материалам morefactov.ru
Что является основой прически или здоровья волос? Я считаю, что в любом деле нужно владеть азами, т.е. в нашем случае – это расческа для волос. А какая же история расчесок? Разнообразие расчесок для волос очень много, на любой вид и вкус. В современном мире это обиход нашей жизни. Но как, появился этот инструмент? Интересно знать историю расчески?
Расческа для волос — это одно из древних изобретений человечества. Расчески для волос появились позже, чем желание ухаживать за волосами, т.е. причесываться. В ход пускали все – рыбьи кости, колючки, палочки и др., на что хватало фантазии…
Самая древняя расческа в истории была найдена в Древнем Риме, сделанная из широкой кости животного и с 8 вырезанными зубчиками, на расстоянии 0,2 см друг от друга. Позже делали уже из слоновой кости, кораллов, рогов животных и черепашьего панциря до середины 19 века.
В средние века в истории расчески применяли драгоценные камни и металлы, на которых вырезали ангелов и мифологических животных. В тоже время и появились расчески для волос щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
История расчески по странам
В Японии Юноша дарил своей избраннице гребень, изготовленный своими руками. Если девушка закалывала свои волосы гребнем, то это означало ее согласие. Также и самураи пользовались гребнями (как мы заем у них были длинные волосы) и в качестве оружия.
Оказывается, египтяне вообще сбривали голову (может из-за жаркого климата, или не знали чем причесаться) и пользовались париками по необходимости (для торжественных случаев). Вот здесь наверно и начинается история и париков. Вот парадокс «Расческа рознь волосам» получается, в данном случае J. Кстати, парики делали и из конского волоса.
А в Испании долга была мода на декоративные гребни, а ручки украшались драгоценностями и резьбой. Это наверно считалось роскошью в те времена, как сотка новой модели в наше время.
В России, т.е. на Руси пользовались деревянными (из разных пород дерева) гребешками с двух сторон, с мелкими и крупными зубчиками. Еще это было частью приданого невесты. Причем для каждого человека делали из «своего» дерева.
А в 1869 году два брата – Исайя и Джон Хайатт изобрели целлулоид (пластмассу), что привело к изменению в производстве расчесок. И слоны и черепахи были спасены от уничтожения, а человечество получило гребни более доступные (раньше считалось предметом роскоши), внешне похожие и на слоновую кость, и на кораллы, и на панцирь черепахи.
Картинки и фото расчесок креативчиков.
Не думал, что у расчески такая богатая история. Спасибо за информацию.
хорошие картинки, а статья очень интересная. Кстати парики в советское время так же делали из конского волоса, такие парики применялись в театрах и кино.
Прекрасно оформленный с отличным содержанием сайт. Можно пользоваться им как энциклопедией здоровья и красоты волос!
Сколько красоты Подбор фото оригинальный Молодец
Очень интересно. Какая, оказывается, занимательная история у расчески. Спасибо!
Интересная статья о расческе!
Спасибо многое узнал о истории возникновения расчёски Хочу присоединится , сайт действительно отличный и статьи читать интересно
классные истории, трудно только читать из-за темного фона. А статья мне понравилась и фотки все интересные
Сейчас трудно себе представить жизнь без многих предметов. Взять хотя бы расческу. Как бедные древние люди без нее обходились?! А ведь и ножниц тоже не было. Это же не головы были, а глухариные гнезда какие-то?!
Сколько интересного оказывается можно узнать о самой обычной расческе.
Я тоже сама открыла много интересного для себя. Сейчас планирую инфо-продукт, связанный с этой темой. Оказывается можно решить столько проблем с волосами на начальном этапе.
По материалам umida.ru
Гребень из дерева акации. 1303–1290 годы до н. э.
Не зря «расчёска» так здорово рифмуется с «прической»: потому что без гребня, гребешка, расчёски пли щётки волосы почти невозможно привести в порядок, а значит, стать красивым и опрятным.
Итак, расчёска. Самым древним чесалкам, обнаруженным археологами, почти 10 тысяч лет. Это обыкновенные гребни из рыбьей кости. Первобытные люди делали их также из бамбуковых лучинок, из дерева и даже бронзы. Постепенно рыбьи скелетики стали превращаться в предмет украшения. Гребни из слоновой кости, изготовленные древними греками во II тысячелетии до нашей эры, настолько изысканны, что могут считаться произведениями искусства.
Статуэтка наложницы из Фив. 1303–1290 годы до н. э.
Зубов много.
А ничего не ест.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Торс дочери фараона из Тель-эль-Амарны. 1365–1349 годы до н. э.
В античное время и в Греции, и в Риме уже были парикмахеры. Коротко стриглись тогда только спортсмены. Остальные, и мужчины, и женщины, предпочитали носить вьющиеся локоны до плеч. Свои кудрявые причёски юноши нередко использовали за пиршествами в качестве. салфеток!
Шпильки и частый костяной гребешок
Римские модницы меняли причёски по нескольку раз на день. Это было настолько популярно, что даже мраморные скульптуры делались со съёмной «шевелюрой»!
Костяной гребень викингов с футляром
С V века до нашей эры волосы по плечи носили в Древней Греции модники и философы. Позже гречанки стали стягивать длинные волосы на затылке. В особых случаях причёски украшались цветочными гирляндами, венками или лентами. Чаще для укладки волос гречанки использовали костяные гребни и шпильки с изящными скульптурными изображениями.
Зато туземки в Западной Африке научились плести настоящие кружева из собственных волос. Они предварительно смазывали голову глиной, животным жиром или маслом, а для жесткости вплетали в волосы прожилки листьев и волокна пальмовой коры. Венчались столь грандиозные монументы бусами, раковинами, медными украшениями и перьями.
В Средние века, когда людей мало беспокоила собственная чистота, немудрено, что на теле поселялась масса паразитов. Вся Европа страдала от вшей. Все королевские дворы, несмотря на пышность платьев и причёсок, обилие пудры и духов, страдали от этого зловредного насекомого. Чтобы можно было с удобством чесаться, придумали специальную маленькую расчёсочку на длинной ручке, прозванную в народе «вшигонялкой».
А вот не менее величественные причёски испанок украшал всего один гребень. Но – какой! Высокие черепаховые гребни порой достигали невероятных размеров, да и весили немало. С популярностью гребня в Испании кружевные косынки, которые часто прикалывали знатные придворные дамы, и простые девушки.
Самые модные парики в Римской империи были у жены Марка Аврелия. У неё их насчитывалось несколько сотен. Римские модницы полагали, что цвет волос должен сочетаться с нарядом. Поэтому в гардеробе каждой было несколько разноцветных париков. Особенной популярностью пользовались золотые волосы.
Мода на парики держалась очень долю. Носили их и мужчины, и женщины. Огромные взбитые в облако парики меняли фасоны и цвета – становясь то гладкими, то завитыми в локоны, то рыжими, то белоснежными. Причёски дам XVIII века – настоящие произведения искусства, в их возведении «принимали участие» живые цветы. Чтобы бутоны не вяли, их ставили в пробирки с говяжьим бульоном, которые прятали в парике. Естественно, создать такие чудеса было бы невозможно без гребня и целого набора разновеликих расчёсок, булавок и шпилек.
Парикмахеры-виртуозы были тогда на вес золота.
Для создания таких причёсок требовалось не только терпение и мастерство, но и множество гребешков и шпилек
Древнейшая русская причёска – коса. На Руси только девочкам позволялось носить волосы распущенными. Девушки плели косу, украшая её лентами, шёлковыми кистями и подвесками. А замужняя женщина прятала волосы под головной убор.
Короткие стрижки впервые ввёл в моду английский король Генрих VIII. Он приказал всем мужчинам стричь волосы. Однако королевское повеление продержалось недолго. Скоро мужчины вновь вернулись к своим излюбленным локонам и парикам. И только в начале XIX века утвердился обычай носить короткие волосы. Сначала это была исключительно мужская причёска, но женщины, опробовав стрижку, убедились, что она им к лицу.
Придумать сейчас что-то новое практически невозможно, так как коки, популярные в 60-е голы, очень напоминают причёску древних японских самураев. Ещё менее оригинальны панки, которых как раз считают оригиналами. Их разноцветные гребни не что иное, как причёска индейцев-ирокезов, которые забривали с боков голову и ставили волосы дыбом. Этот «гребешок» украшался перьями и клоками шерсти. На фоне индейских причёсок головы панков выглядят даже безобидно. И как тут не вспомнить, что новое это хорошо забытое старое.
Неволина Е., Шапурова Е. А. Необыкновенная история обыкновенных вещей. М.: Олма-Пресс, 2004 г. Стр. 114-115.
По материалам vneshnii-oblik.ru